«Фабричное и дачное»

 29.05.2019  Лекции

В Государственном музее архитектуры им А.В. Щусева в рамках выставки «Эпоха модерна» прошла лекция искусствоведа, специалиста по русско-французским культурным связям, выставочной архитектуре и искусству стиля ар нуво и ар деко, члена Союза художников России Грязновой Елены Сергеевны на тему «Фабричное и дачное».

Лекция включала в себя попытку анализа создания дачной культуры феномена в жизни Российской империи конца XIX - начала XX века. Черты дачной культуры, зародившейся 150 лет назад просуществовали целый век почти без изменений. Одновременно с дачной культурой возникла культура рабочих окраин, характеризующаяся собственным бытом и архитектурой. В ходе лекции был раскрыт вопрос о том, на что опирались и чем вдохновлялись архитекторы фабричного и дачного направлений в конце XIX - начале XX века.

На лекции зачитывались тексты из русской классики. Рассказывалось о прообразах дачных историй, крестьянских домах для сдачи в аренду.

XIX век это время тиража. Становится новым явлением, когда художник заявляет о себе своим творчеством, своими работами, а журналы в свою очередь разносят его идею по всему миру и затем его идея тиражируются. Тираж идей — новое явление, появляющееся в XIX веке.

Купеческие фабрики начинают принимать активное участие в выставках не только русских, но и во всемирных. Появляется новый тип архитектуры сборно-разборные павильоны. В тоже время фабрики представляются в виде казарменной архитектуры. При этом форма в фабричной архитектуре следует за функцией. В фабричных зданиях доминирует модерн в отличие уже от советского периода, когда стал широко использоваться конструктивизм. На территории фабрик, занимающих обширные пространства, куда стекается сельское население, появляется возможность досуга так начинает зарождаться дачная тематика, но пока еще в рамках производственных зон. Стоит отметить, что в одном и том же фабричном здании проявляется разностильность и разнофасадность это было свойственно раннему модерну. Кстати, в наше время здания конца XIX - начала XX века легко реновировать и они часто сегодня используются в виде арткластеров. Такие здания, построенные в стиле модерна, «красиво стареют» в отличие от конструктивистких зданий, которые с годами теряют свою привлекательность, зачастую в силу некачественного бетона, применявшегося при возведении стен, в отличие от дореволюционных зданий, где использовался купеческий кирпич.

Что касается дач, то они начинают развиваться вдоль основных направлений железных дорог. Служащие начинают активно арендовать крестьянские избы. С 1860 года начинается бум строительства железных дорог. Это порождает массовые реконструкции и достройки изб, добавляются вторые этажи и террасы. Начинается бум строительства дач. Затем появляются дачные поселки, число которых составило 6 000.

Терраса становится неотъемлемым элементом дачи. Терраса это место для досуга, чаепития, игр.

В новом дачном строительстве начинают применяться типажи русских домов. Типовые русские дома представляются на зарубежных выставках. Развитие дач придает новый импульс крестьянскому искусству. Появляются типовые проекты дачных домов. Часто они по архитектуре ближе к европейским и американским. Появляется понятие общедачной архитектуры, где в этом пространстве происходит жизнь больших семей. Дача это наслаждение свободой, которую не мог дать город.


Комментарии

Здесь еще никто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!

CAPTCHAОбновить изображение